Тональность пейзажа: коричневый, отливающий бронзой; высокая линия горизонта, низкие облака, по жемчужного цвета земле бредут устрично-фиолетовые тени. Львиный бархат пустынных песков: над озером надгробья пророков отблескивают на закате цинком и медью. Тяжелые морщины песка — как водяные знаки на земле; зелень и лимон уступают место пушечной бронзе, одинокому темно-сливовому парусу, набухшему, влажному: нимфа с клейкими крыльями. Тапосирис мертв среди изломанных колонн и навигационных знаков, исчезли Люди с
Гарпунами… Мареотис под раскаленной лилией неба.
Лето: цвета кожи буйвола песок,
горячее мраморное небо.
Осень: набухшие кровоподтеки туч.
Зима: студеный снег, ледяной песок.
Раздвижные панели неба.
Проблески слюды.
Чисто вымытая зелень Дельты.
Великолепные россыпи звезд.

А весна? Да будет вам, не бывает весен в Дельте, не бывает ощущения свежести, мир не рождается заново. Прямо из зимы окунаешься в восковой слепок лета, и тяжкий жар заливает легкие. Но по крайней мере здесь, в Александрии, прерывистые выдохи моря спасают от мертвенного веса летнего небытия — сквозняки скользят меж стальных бортов линкоров, карабкаются через парапет и перебирают полосатые тенты кафе на Гранд Корниш. Я никогда бы не…

* * *

И вновь я увидел Город, зеркальную поверхность зеленого озера и изломанные линии каменных чресел у границы пустыни. Политика любви, интриги страсти, добро и зло, каприз и добродетель, любовь и убийство двигались тихо и скрытно в темных лабиринтах александрийских улиц и площадей, борделей и гостиных — кишели, подобно вселенскому съезду угрей в слизистом иле заговоров и контрзаговоров.

* * *

Город, населенный призраками моих воспоминаний, — корабль не только в прошлое, в историю писаную и неписаную, усеянную серебряными гвоздиками великих имен; он плывет без руля, без ветрил и в живом, так сказать, настоящем — меж современных ему вер и рас; сотня маленьких замкнутых сфер — секты, кланы, гильдии, — сцепившихся вместе, чтобы сложить в итоге гигантскую, жадную до жизни, до пространства медузу — тебя сегодняшнюю, Александрия! Соединенные без мысли и плана могучею волей Города, запертые вместе на сланцевом мысе над морем, без всякого прикрытия сзади, кроме соленого озера Марьют, Мареотис — зеркала из полированного лунного камня — да бесконечной, вечной, беспечной, в лохмотья одетой пустыни (сейчас, должно быть, весенние ветры уже насыпали, намели атласные белые дюны, прихотливо-бесформенные, прекрасные, как облака), общины эти все живут, все трутся меж собой — турки с евреями, арабы, копты, сирийцы с армянами, итальянцами, греками. Легкие ряби колебаний валютных курсов пробегают по поверхности, как ветерок по ржаному полю; церемонии, свадьбы и пакты связывают и разделяют их. Даже в названиях остановок на старых трамвайных маршрутах с долгими, засыпанными прахом ложбинками рельсов эхом звучат незабытые имена отцов-основателей — имена капитанов, что высадились здесь впервые, от Александра до Амра; основателей здешнего хаоса плоти и страсти, корысти и мистицизма. Где еще на земле сыскать подобную смесь?

А когда опускается ночь и белый Город зажигает тысячи тысяч светильников в домах и парках, понемногу настраиваясь на мягкие запредельные дроби марокканских и кавказских барабанов, он становится похож на огромный хрустальный лайнер, который спит, бросив якорь у Африканского Рога, — постепенно тускнеющие блики змейками сбегают вниз, сияя алмазным и опаловым светом, как перила из полированной стали, вниз, вниз, в маслянистую воду гавани, меж бортов боевых кораблей.

В сумерках он — лилово-розовые джунгли, вычурные, невероятные, в разноцветных отсветах, как от разбитой вдребезги призмы; и, приподнявшись на цыпочки, запрокинувши головы в жемчужное закатное небо, чуть покачиваются колокольни и минареты, словно гигантские стебли фенхеля в солончаковой топи, над быстро блекнущей, размытой, длинной полоской берега, над дешевыми кафе, где танцуют негритянки под воркующую скоропись тамтамов или под жеманные, короткие вздохи кларнетов.

* * *

Жюстин читает что-то по-гречески, я этих стихов не помню:
Песок, шиповник, белый камень
Александрии, маяки
И дюн текучие холмы, что претворяют
Песок в соленую морскую влагу и обратно,
И никогда — в вино, вино изгнанья,
Которое пятнает даже воздух вокруг себя,
Ни в голос, что тебе пятнает душу,
Поющий по-арабски: «Судно, мол, без паруса
Что женщина безгрудая». И больше ничего.
И больше ничего.

* * *

Город, выдуманный наполовину (и все же реальный), берет начало в наших душах и в них же находит конец, оставив только корни — в памяти, глубоко под землей. Почему из ночи в ночь я обречен возвращаться назад, склоняясь у камина над исписанными листами бумаги? Я топлю рожковым деревом, а снаружи стискивает стены дома эгейский ветер, стискивает и отпускает снова и гнет кипарисы, как луки. Не довольно ли сказано об Александрии? Должен ли я опять переболеть снами о Городе и памятью о его обитателях? А я-то думал, что все мои сны уже оправлены в бумагу, прочно прикованы к ней, что сейфы моей памяти наглухо заперты. Вам кажется, я себе потакаю, не так ли? Это вам только кажется. Случайность из случайностей, дуновение ветра — и снова все приходит в движение, я выхожу на прежнюю дорогу. И память ловит собственное отражение в зеркале.

* * *

Как рассказать о нем — о нашем городе? Что скрыто в слове «Александрия»? Вспышка — и крохотный киноглаз там, внутри, высвечивает тысячу мучимых пылью улиц. Мухи и нищие царствуют там сегодня — и те, кто в состоянии с ними ужиться.

читать дальше


@темы: О книгах

Комментарии
24.02.2012 в 15:08

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Интересно, насколько гений места соответствует Александру? По-моему, очень немного, в Александрии почти ничего нет от Александра, кроме привкуса безумия и отравы, мечты и сновидения. Это ведь Вавилон своего рода, торговый, продажный, интеллектуальный, жадный, чувственный. Смешенье рас и смута в головах, жар в чреслах.

Александр просто проложил путь, как стрела, по небу. А потом за ним по земле пошли люди, которые на него совсем не похожи.
24.02.2012 в 16:19

волчок в тумане, А вот и есть таки те, которые до конца дочитали твой пост и с превеликим удовольствием :)

Спасибо тебе, захотелось перечитать книги. Наверное, так и сделаю...

И раз уж мы об Александрии... Смотрела я недавно какой-то документальный фильм о загадках Египта. Одна из загадок, естественно, гробница АМ. Огромное количество людей, уверенных в том, что они точно знают, где ее искать, приезжало и приезжает в Александрию. Так вот профессор-ведущий сказал, что местные называют их "дураками Александра")))
Грустно...
Не дай бог, найдут)))

Волча, а черный фон в дневнике - это что-то значит? Читать не очень комфортно для глаз.
24.02.2012 в 16:28

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Гали_Ли, извини из-за фона. Я малость эстетствую, думал, здесь в основном картинки будут. Я вроде бы прочел, что для экранов черный фон куда более благоприятен для глаз, чем белый. И зеленоватый цвет букв.

Я тоже не хочу, чтобы гробницу нашли. Мне нравятся нераскрытые тайны, помимо всего прочего.
25.02.2012 в 10:22

А вот и я всё прочитала до конца и тоже с большим удовольствием!
Волчок,то ,как ты пишешь,похоже на какую-то очень красивую,ажурную ткань.И эту ткань наматываешь и наматываешь себе в рулон и всё никак оторваться не можешь,пока всё не получишь)))
Мне это именно так представляетя.И меня,конечно,очень удивляет,что в твоей умной голове существует такое большое количество разнообразных,красивых образных сравнений .Хотела перечислить те,которые понравились больше всего,но поняла,что их слишком много!
*восковой слепок лета*-*вздохнула*...
А верблюда жалко,не люблю такое читать.Лучше читать про поцелуи девочек)))
25.02.2012 в 10:34

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
НеллиС, заинька, это ж не мое, солнышко, это Лоренс Даррелл - там наверху написано. У него есть замечательная книжка "Александрийский квартет" в 4 томах, вот я оттуда цитат и понадергал. Я так рад, что он тебе нравится, меня он тоже завораживает, и сам восток и Александрия тоже по его словам. Он хороший писатель, брат Джеральда Даррелла, который про зверушек смешно пишет. Они оба из моих любимых. :kiss: Спасибо, что так хорошо про меня думаешь.
25.02.2012 в 10:59

Я подумала,что Даррелла текст только частично а остальное-твой)))
Ой,Волча :dances:
25.02.2012 в 18:25

Какой удивительный мистический город!
25.02.2012 в 19:46

Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Белка Челли, боюсь, что сейчас не осталось уже ничего. Космополитский мегаполис. Я в горе.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии