Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
20:25 

Страбон о мифах

волчок в тумане
Я не червонец, чтоб быть любезен всем
При изложении мифов Гомер более точен, чем последующие писатели, так как он не во всем видит чудеса, но в поучение нам употребляет аллегории, перерабатывает мифы или стремится снискать расположение слушателей, особенно в рассказе о странствованиях Одиссея; говоря об этом странствовании, Эратосфен допускает много ошибок; он объявляет пустыми болтунами не только толкователей Гомера, но и самого поэта. Но об этом стоит сказать более подробно.

Прежде всего я должен отметить, что не только одни поэты признавали достоверность мифов. Ведь государства и законодатели гораздо раньше поэтов признавали мифы из соображений их полезности, так как всматривались в чувственную природу разумного человеческого существа. Ведь человек отличается любознательностью, и в этом коренится его любовь к мифическим рассказам, которая побуждает детей слушать и все более и более принимать участие в этих рассказах. Причина в том, что миф для них есть какой-то новый язык — язык, который говорит им не об этом реальном мире, а о другом, существующем помимо этого. Новизна же и неизвестность сюжета доставляют удовольствие. И это как раз и внушает человеку любознательность. Но если сюда присоединится элемент диковинного или чудесного, то тем самым усиливается удовольствие от рассказов, которое и является как бы приворотным зельем для обучения.

В начале обучения детей необходимо употреблять такие приманки, но по мере того как они начнут подрастать, следует подводить их к познанию реальных предметов, так как их разум уже окреп и больше не нуждается в том, чтобы ему угождали. И всякий невежественный и необразованный человек является в некотором смысле ребенком и, как ребенок, любит мифы. Этим отличается и человек полуобразованный, ибо его разум недостаточно развит и, кроме того, сохраняет привычку, приобретенную с детства. Но так как чудесный элемент в мифах не только доставляет удовольствие, но даже внушает страх, то мы можем пользоваться мифами того и другого рода для детей и взрослых.

Детям мы рассказываем мифы, доставляющие удовольствие для поощрения к добру и внушающие страх, чтобы отвлечь их от нехороших поступков. Таковы, например, Ламия, мифы о Горгоне, Эфиальте и Мормолике. Мифы, доставляющие удовольствие, побуждают к добру большинство населения государств.

Так бывает, когда люди, живущие там, слушают рассказы поэтов о мифических подвигах, например о подвигах Геракла, Фесея или о почестях, дарованных им богами, или же видят картины, примитивные статуи или скульптурные произведения, изображающие какую-нибудь такого рода внезапную перемену судьбы мифических героев в противоположную сторону. Но эти люди отвращаются от злых поступков, когда узнают из описаний или путем символического изображения невидимых предметов о божественных карах, ужасах и угрозах или когда верят, что люди подверглись таким испытаниям.

Ведь имея дело с толпой женщин или со всяким простонародьем, философ не может убедить их разумными доводами или вселить в них чувства благочестия, набожности и веры: в этом случае необходим суеверный страх, а его невозможно внушить, не прибегая к сказкам и чудесам. Ведь молния, эгида, трезубец, факелы, драконы, копья-тирсы — оружие богов — все это сказки, так же как и все древнее учение о богах. Но основатели государств признали священными эти сказки, превратив их в некие пугала, чтобы держать в страхе людей простодушных. Так как сущность мифологии — в этом и поскольку она оказала благотворное влияние на общественные и политические формы жизни, так же как и на познание реальных фактов, то древние сохраняли свою систему воспитания детей до наступления зрелого возраста: они считали, что с помощью поэзии как воспитательного средства можно в достаточной степени справиться с задачей воспитания во всяком возрасте.

Но спустя много времени выступили на сцену, сменив поэзию, история и нынешняя философия. Философия, однако, доступна лишь немногим, тогда как поэзия более полезна для широкой публики и способна привлечь народ в театры; и это в высшей степени справедливо для гомеровской поэзии. Первые историки и физики были также и сочинителями мифов.

9. Поскольку Гомер относил свои мифы к области воспитания, он обычно заботился об истине. Но Гомер «вставлял сюда же» (Ил. XVIII, 541) и неправду, чтобы снискать расположение народа и хитростью привлечь его на свою сторону:
Как серебро облекая сияющим золотом мастер,
(Од. VI, 232)

Гомер смешивает мифический элемент с действительными событиями, придавая своему стилю приятность и красоту. К тому же он имеет одинаковую цель с историком и с человеком, излагающим факты. Так, например, он взял эпизод о Троянской войне — исторический факт — и украсил его своими мифами; то же самое он сделал и в рассказе о странствованиях Одиссея. Но нанизывать пустые небылицы на какую-то совершенно ложную основу — это не гомеровский прием творчества. Ведь, без сомнения, кому-нибудь случается солгать более правдоподобно, если он примешает ко лжи какую-нибудь долю самой истины, о чем говорит и Полибий, разбирая странствования Одиссея. Это имеет в виду Гомер, говоря об Одиссее:

Так много неправды за чистую правду
Он выдавал им;
(Од. XIX, 203)
ибо Гомер не говорит «всю», но «много» неправды, так как в противном случае она не могла бы сойти «за чистую правду». Так он взял из истории основу своих рассказов. Например, история рассказывает о том, что Эол некогда владычествовал над островами, лежащими вокруг Липары, и что Киклопы и Лестригоны — негостеприимный народ — владели страной около Этны и Леонтины, поэтому и области около пролива были недоступны людям того времени, и Харибда и Скиллейский мыс находились в руках разбойников. И из истории мы узнаем, что остальные, упоминаемые Гомером, народы жили в других частях света. Кроме того, на основании реальных сведений о том, что киммерийцы жили у Киммерийского Боспора, в мрачной северной области, Гомер соответственно перенес их в какую-то мрачную область по соседству с Аидом, подходящую местность для мифических рассказов о странствованиях Одиссея. Авторы «хроник»18 доказывают, что Гомер знал киммерийцев, так как вторжение киммерийцев относится ко времени или немного раньше Гомера, или даже еще в гомеровскую эпоху.

(Страбон, География)

@темы: О книгах, Цитаты

00:24 

О войне

волчок в тумане
Я не червонец, чтоб быть любезен всем
21:20 

Православная энциклопедия об Александре Великом

волчок в тумане
Я не червонец, чтоб быть любезен всем
14:26 

Плач Гильгамеша по Энкиду

Волчокъ въ тумане
Мне кажется, что Александр и Гефестион - это куда больше Гильгамеш и Энкиду, чем Ахилл и Патрокл. Александр слишком много думает о жизни и смерти вообще, о бессмертии, пределах человеческих возможностей и несогласии с приговором богов. Вполне возможно, что Александр хорошо знал эту историю, он ведь общался с вавилонскими жрецами.

Гильгамеш шесть дней не хоронил Энкиду, вымаливая ему жизнь.



А тут то же самое, но гламурненько

Отрывки на эту тему из "Эпоса о Гильгамеше"

@темы: О книгах, Пространство Александра

15:33 

Храм Артемиды Эфесской

волчок в тумане
Я не червонец, чтоб быть любезен всем
17:09 

волчок в тумане
Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Читал тут про Ментора и Мемнона. Помню, в какой-то книжке их выставляли образцом благородства - Сашке в укор. Барсина все горевала, какая печальная участь, от благороднейшего мужа к щенку-разбойнику попала. Смешно. Мемнон и Ментор - наемники, убивающие вчерашних друзей за деньги, неоднократные предатели, персидские шпионы. О да, образцы! Думаю, Сашка потому так и хотел до Мемнона добраться - ведь «таких собак везде казнят». Мемнона Филипп в Македонии принял, когда тот от Оха сбежал с Артабазом, и Мемнон Филиппу служил лет десять, наверно, и потому про македонскую армию много знал. Потому Сашка и жену Мемнона себе взял, опуская его таким образом. Если бы в нем была хоть капля уважения к нему, как к врагу, он ни за что бы себе этого не позволил, глаза бы себе вырезал, а в сторону Барсины и не посмотрел бы.

А чего я еще нашел, гы-ы-ы. Портрет Мемнона и стих восторженный.

Копирую здесь целиком. Портрет Мемнона какой-то сомнительный. Может это и не Мемнон.



А вот от стиха я в бешеном восторге. Напоминает стихи Марютки из "Сорок первого": "Евсюков геройским махом приказал сволочь прорвать", вот только верблюдОв вставить не получилось.

Стихи Федора Константинова о Мемноне Родосском "Лучший эллин"
(ударения для исправления ритма и скобки для лишних слогов это я проставил)

Всегда с успехом находился,
на служб(е) персидского царя.
От Дар(и)я Третьего добился
к себе доверия, не зря.

В глубь Персии уйти предложит,
«тактИкой выжженной земли».
И враг предугадать не сможет,
в какой сторОне их найти.

Но не послушались МемнОна,
военный сОвет не (под)держал.
И на реке ГранИк, у склона
противник смертью угрожал.

В Милет бежали, кто остался,
затем ушли в Галикарнас.
Столицу Карии пытался,
оборонять от вражьих глаз.

Большим героем попытался
на весь мир храбрость показать.
Ведь с Македонским он сражался,
один умел вызОв бросать!

Взято отсюда

@темы: Пространство Александра

14:55 

Русский лубок 18 века и средневековые гравюры

волчок в тумане
Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Люди дивные, найденные царем Александром Македонским



Средневековые гравюры - Сражения Александра Великого с чудовищами и оборотнями




@темы: Изображения

14:37 

Статуэтка

волчок в тумане
Я не червонец, чтоб быть любезен всем


Коржев И. Александр Македонский, 2009, литьевой камень раскрашенный,

@темы: Изображения

14:34 

Золотой медальон

волчок в тумане
Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Александр Великий. Золотой медальон из Абукира, Египет



См.

@темы: Изображения

14:29 

Гайрат Байматов. Картины из серии "Древние монеты Средней Азии"

волчок в тумане
Я не червонец, чтоб быть любезен всем
14:16 

Новый ракурс Александра

волчок в тумане
Я не червонец, чтоб быть любезен всем
14:59 

О сакрализации власти в античности

Волчокъ въ тумане
О. Шевченко "Герои. Цари. Боги" Краткий и небрежный пересказ того, что мне могло бы пригодиться.

Книжка о сакрализации власти в античном Крыму в 4 веке до н.э. На самом деле, там о проблеме в целом.

"Что это? Психопатология правителя, требующего поклонения себе как богу или искреннее желание сотен человек направить свое мистическое обожание на конкретного владыку?" (Спрашивает автор в начале и не помню, чтоб ответил в конце - В.) Кроме материальных признаков обожествления правителя автор хочет исследовать нравственный аспект, религиозное чувство и т.д.

Фантазия ли Александр? «Еще ни один историк, изучающий его личность, не работал с ним тет-а-тет. Как психотерапевт. А всего лишь со словом, сказанным о нем или с несколькими буквами, которые приходится археологам выковыривать из земли. Поэтому так называемый исторический Александр это яркая фантазия в нескольких сотнях голов, захватившая учебники истории.»

«Историки легко обосновывают целесообразность процессов прошлого, исходя из гипотетичного варианта будущего и наоборот. Нет прошлого как такового как отдельного объекта изучения. Историография любого вопроса это не поиск фактов, событий, аналогий, а ревизия прошлого с позиций морально-политической необходимости. Любая историческая книга создается в контексте нравственной и властной необходимости дня сегодняшнего». (Это аффтар не всерьез, а прикалывается. - В.)

Тираны (Дионисий и т.д.) апеллировали к мифологическому (магическому) сознанию и проиграли. Эллинистические цари обратились к сознанию религиозному и получили в ответ «букет» обожествлений от своих подданных.

Власть авторитета была разрушена и сильная личность, олицетворявшая государство, должна была обожествить саму себя. Возможно, в основе лежали цели собственного самоутверждения. Это был мистический, психо-физиологический акт инициации, позволявший индивидуальности выбросить собственное «Я» за пределы норм поведения. Ведь эллинистические цари вынуждены были ломать устои прежней жизни, разрушать обычаи, балансировать на грани деспотизма и богохульства. Брать всю ответственность за нравственность, право и закон на себя.

Обожествление царей – есть факт самоотречения личности от диктата прошлого, легитимация собственного поведения с одной стороны, и мощное русло выхода религиозной чувственности подданных с другой. Мифологическое сознание в этом процессе выступало как ритуал, имя, и не более того.

На Востоке же обожествлению подвергалась не индивидуальность, а символ, образ власти, силы, мощи и всеобщности. (ПС – о востоке очень небрежно и, по-моему, фигня. Остальное – нечто самоочевидное, просто об этом как-то раньше вроде не говорилось. В общем, тут скорее заявлена интересная тема для размышления, чем уже выдано нечто ценное и продуманное. - В.)

«Для эллина была не нова идея, что просто смертный с успехом может стать героем или богом. Вот только для этого он должен переступить рубеж смерти. Для прижизненного же обожествления существуют препятствия. Но если смертный обладает огромной властью, ему сопутствует удача, он окружен роскошью и героическим ореолом, то при небольшой религиозной пропаганде (скожем, легендой о вымышленном божественном родителе) четкая грань между живым и мертвым стушевывается, и появляется реальный герой. По Исократу – недостаточно совершить подвиги, чтобы смертный стал богом, необходимо, чтобы сами люди начали поклоняться ему."

Разница между героем и богом, по мнению автора, не в качественном, а в количественном отношении. Грань, отделяющая героя от бога, очень тонка.

Обожествить себя пытался еще Лисандр (ум. 395 до РХ) – ему греческие города стали воздвигать алтари и приносить жертвы, как богу (Плутарх). Его безмерная гордость. «Стал проявлять заносчивость и самонадеянность, не соответствующие даже его власти». Существование в Элладе целой сети тайных обществ, благодаря которым Лисандр держал в своих руках города. Может, они несли еще и сакральную нагрузку? Персиад, царь Боспорского царства, был обожествлен в 4 в. до РХ. (О нем отдельная глава книги. - В.) Сакрализировать свою особу пытались тиран Гераклеи Клеарх (364-352), он убеждал людей, что он сын Зевса, и владыка Сиракуз Дионисий Младший (367-357 и 346-344 гг) как сын Аполлона.

Автор считает, что религиозная политика Александра – вопрос, нуждающийся в отдельном рассмотрении, а сам затрагивает его вкратце. «В признании его сыном Амона просматривается параллель с политикой Ахеменидов, которые, в свою очеред, опирались на многовековую традицию египтян обожествлять фараонов. Этому шагу Александра не стоит придавать общегосударственный характер. Это имело значение только для Египта. Гораздо любопытней признание афинянами Александра новым Дионисом, а в 324 г. «греческие полисы посылают в Вавилон феоров для возложения на Александра золотого венца».

Автор считает, что были частные религиозные организации, целью которой было обожествление греческих тиранов или эллинистических царей. "Членство в ней должно было быть абсолютно свободным, а вера очень искренней. Изначально такие клубы для почитания героизированного человека бытовали в Элладе по крайней мере еще с 6 в до н.э. и назывались Оргеон, причем культ героев носил не заупокойный характер. В эллинистическое время известно, что «в отдельных городах были союзы почитателей царского культа». Сакрализация монаршей персоны происходила безболезненно и была устоявшаяся практика почитания. Эпиграфически засвидетельствован плавный переход героя в разряд богов."

@темы: О книгах, Научные статьи

01:09 

Фрески из Помпей

Волчокъ въ тумане
21.04.2012 в 23:53
Пишет tweed tea:

Кое-что о фресках

Многое из того, что мог увидеть в Помпеях , например, Брюллов или Иванов, пропало навсегда. Многое разрушается на глазах.

Почти все здесь из Помпей, Геркуланума, Стабии и археологического музея в Неаполе, немного из Ватиканских музеев.

+++

Ну и конечно, они. Фрески из лупанария.

Под катом рейтинг!

+++

Будет настроение, и если захотите, покажу дом Поппеи Сабины.


URL записи

@темы: Изображения

17:41 

Земля, увиденная с неба

Волчокъ въ тумане
Ян Артюс-Бертран — французский фотограф, фотожурналист, кавалер ордена Почётного легиона и обладатель множества других наград. Получил мировую известность благодаря серии фотографий различных уголков Земли, снятых с воздуха: проект «Земля, увиденная с неба»



Это римский театр в Пальмире (Сирия). Не Александрова античность, но мне нравится, как виден скелет города на этой фотографии.

И храм Рамзеса в Египте

@темы: Изображения, Пространство Александра

13:12 

Ландшафты Греции с высоты птичьего полета

Волчокъ въ тумане
Оригинал взят у в Летать в Греции. Часть 1



Греция – страна сельскохозяйственная. Каждый кусок земли распахан, засеян и ухожен.
+ + +

@темы: Пространство Александра

01:20 

Афганистан - перекресток древнего мира

Волчокъ въ тумане
Экспонаты с выставки в Британском музее





+ + +

@темы: Пространство Александра, Изображения

00:27 

Афганистан - перекресток древнего мира

Волчокъ въ тумане
12:46 

Александр и брахманы

волчок в тумане
Я не червонец, чтоб быть любезен всем
Огненные йоги. Тут один себя демонстративно сжигает. По-моему, жульё, не впечатляет. Вот и Александра брахманы с подобными фокусами, похоже, не впечатлили, потому что над их ответами на его философские вопросы он посмеялся, а когда они обиделись и стали бунтовать народ против Александра, он стал вешать их в ответ в больших количествах.



А здесь - ролик о жизни мирного индийского йога. Может быть, так жил Калан, дружок Александра, Лисимаха и Птолемея (а вот Гефестиона он, похоже, не впечатлил). Он, наверно, ходил также, замотавшись в полотенце. Может, и трезубец у него такой был, и бусики. Природа здесь необыкновенная, ради нее и сохраняю. Очень умиротворяющий и красивый ролик.


@темы: Видео, Пространство Александра

12:40 

Волчокъ въ тумане
Я выложил на Прозу. ру еще одну главу. Таким образом, первая часть про детство Александра и Гефестиона закончена. Я радуюсь уже третий день. Пора новую править.

@темы: Моя книжка

12:27 

Фаюмские портреты

Волчокъ въ тумане
Фаюмские портреты - провинциальные древнеримские портреты, названные по египетскому оазису Фаюм, где их впервые нашли. Обосновавшиеся в Египте образованные эллины в 1 в. до н.э. - 3 вв. н.э. использовали их в погребальном культе вместо привычной египетской маски (какая была у Тутанхамона и товарищей). Их располагали на саванах мумий, как на илл. ниже.




читать дальше

@темы: Изображения, Пространство Александра

История Александра Великого

главная